Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Полезные ссылки

Шарипова Алсу Фаритовна

педагог - психолог,

окончила Набережночелнинский государственный педагогический институт, 1995год;

Факультет:педагогика и психология;

Башкирский институт развития образования, 2007год

Специальность:практический психолог.

Первая квалификационная категория-2012

  1. Здравствуй, новый учебный год!!!

Советы родителям будущих первоклассников

Как помочь выпускнику? Советы психолога.
Как помочь выпускнику.docx
Microsoft Word документ 74.6 KB
Ответственность родителей.docx
Microsoft Word документ 51.4 KB
Система психологического сопровождения детей "группы риска"
Система психологического сопровождения
Microsoft Word документ 51.7 KB

Смотрите незнакомым людям в глаза и улыбайтесь )))

Давно ли вы смотрели незнакомым людям в глаза, когда просто шли по улице или сидели за столиком в ресторане? Давно ли вы ощущали внимание к своей личности от простых прохожих? Или слышали комплименты просто так, как в старом советском мультике? Будьте уникальны, смотрите незнакомым людям в глаза и улыбайтесь. Это просто нереально  от насыщенности эмоциями практика. Когда я впервые попробовала – я испытала просто калейдоскоп эмоций. От страха до полнейшего счастья. Не важно кому. Просто посмотрите в глаза, улыбнитесь и задержите свой взгляд. Лучше смотреть в один глаз и лучше - в левый. Не скажу почему, вы поэкспериментируйте. Вам обязательно улыбнуться в ответ. Возможно, скажут нереальный комплимент или пригласят в кафе. Но это не самый главный бонус. А главное, в ощущении вашей индивидуальности, в том, что вы смогли выйти за рамки обычной жизни. В том, что получаете тонны положительной энергии и способны дарить миру свою исключительность и приносить благо. Завтра отличный день для практики! Любви вам к себе и миру! Поделитесь с друзьями. Пусть будет больше людей, улыбающихся прохожим.

Приносите пользу себе и людям.

Каждый человек приносит пользу, по крайней мере себе. Так устроена вселенная. А уникальный человек осознает, какую пользу он приносит. Вопрос, какую пользу ты приносишь, порой застает врасплох. И если подумать, то каждый способен ответить на него. Лучше делать это каждый день. И чем больше пользы в конце дня вы принесете, тем ближе вы продвинетесь к своему предназначению. Попробуйте сделать такое упражнение. Вспомните, какую пользу вы принесли себе и людям в прошедшие 7 дней. Возможно, сначала ничего не получится. А когда вы заполните всю таблицу, вы обнаружите связующую нить, открывающую вашу уникальность

 Как правильно организовать летний отдых?              /советы родителям учащихся младшего и среднего школьного возраста/

 Совсем скоро начнутся самые любимые  для детей летние каникулы!Лето – долгожданное время для детей и беспокойный период для родителей. Чем занять ребёнка, чтобы он не провёл три месяца у телевизора или компьютера? Как помочь ему не растерять, а приумножить знания? Как сделать отдых не только приятным, но и полезным? Поговорим о том, как же правильно организовать отдых ребенка, чтобы и родители были спокойны, и дети довольны?

 

Размышляя о том, как организовать каникулярное время ребенка, примите во внимание следующие важные моменты:

 

1. Начните планировать летнее время сразу же после зимних месяцев, это позволит рассмотреть множество вариантов отдыха, оценить возможности, временные и финансовые ресурсы семьи.

 

2. Помните, что дети ждут от летних каникул новых впечатлений, открытий, приключений и новых друзей.

 

3. При выборе вида и места отдыха обязательно учитывайте желание ребенка, его интересы и индивидуальные особенности (характер, темперамент, способности).

 

4. Обязательно приобщите к обсуждению летних планов ребенка вне зависимости от его возраста. Если ребенок чувствует свою вовлеченность в процесс принятия решений, шансы на получение им позитивного опыта на отдыхе увеличиваются.

 

5. Четко определите, чего ждете от отдыха вы и ваш ребенок: отдыха и развлечений, получения новых знаний, освоения нового вида деятельности, новых интересных знакомств и друзей.

 

6. Стремитесь к идеальному варианту организации летнего отдыха, это сочетание самостоятельного отдыха ребенка (например, летний оздоровительный лагерь) и совместного семейного времяпрепровождения (например, отдых на море, даче).

 

7. Старайтесь сделать отдых ребенка разнообразным и активным, ведь детей очень огорчают скука и однообразие деятельности. Старайтесь спланировать летние каникулы так, чтобы было место для веселых развлечений, физического домашнего труда, поездок и походов, познавательных экскурсий, интеллектуальных занятий, чтения, общения с друзьями, ведь часто дети проводят много времени за компьютером и просмотром телевизора только потому, что им не предлагают другой интересной альтернативы.

 

8. Помните, что к самостоятельному отдыху ребенка нужно готовить.

 

Отдых в летнем лагере.

 

Отдых в лагере – это не просто обычные летние каникулы, это важная ступень к взрослению ребенка. Лагерь – это прекрасная возможность дать ребенку некоторую свободу, которая поможет ему стать более независимым, самостоятельным и ответственным. Временное освобождение от родительской опеки позволяет ребенку развивать в себе чувство собственного «Я» и перейти на новую ступень личностного развития. В лагере у ребенка будет возможность приобрести ценные навыки общения, научиться работать в команде, расширить круг друзей и знакомых. Лучше всего впервые отправлять ребенка в лагерь в возрасте 10–11 лет, когда у него появляется сознанное стремление к независимости. При первом самостоятельном отдыхе ребенка, не рекомендуется покупать длительную путевку в отдаленные районы страны и за рубеж, лучше ограничиться лагерем в ближайшем пригороде, где родители смогут чаще навещать юных отдыхающих. Родителям важно самим морально настроиться на расставание, если мама и папа будут спокойны, то ребенок сможет настроиться на позитивный лад. Перед отъездом обязательно поговорите с ребенком о том, что его волнует, ответьте на все его вопросы, развейте все его переживания. Несколько раз проговорите и объясните как себя вести, в каких ситуациях к кому нужно обращаться.

 

Если ваш ребенок открыт и коммуникабелен, быстро находит общий язык с новыми людьми, адаптация, скорее всего, пройдет легко и незаметно. Если же ребенок замкнут и застенчив, лучше отправлять его в лагерь вместе с другом на одну смену, так ему проще будет адаптироваться и побороть стеснительность, ведь он будет не один. Предупредите ребенка, что в первые дни не все может идти гладко, ведь нужно «притереться» в новом коллективе. Возможно и такое, что ребенок будет слёзно проситься домой. Не спешите забирать его из лагеря, постарайтесь выяснить причину, поддержите ребенка, вселите в него уверенность и позитивное настроение. Для того чтобы ребенок чувствовал себя на отдыхе комфортно, он должен быть готов к самостоятельности. Заранее научите его самостоятельно заправлять постель, складывать одежду на место, убирать за собой, соблюдать правила гигиены, тогда выполнение определенных правил лагеря не вызовет у ребенка особых затруднений.

 

Доверяйте своим детям и отпускайте их от себя. Для полноценного личностного развития им необходимо своевременно приобретать опыт ответственности и самостоятельности в принятии решений. И тогда, их можно не только отпустить в летний лагерь со спокойным сердцем, но и во взрослую жизнь.

 

Отдых у себя дома...

 

Если родители не планируют отпуск летом, не могут отправить ребёнка ни в лагерь, ни на дачу, ни к морю, остаётся последний вариант – провести каникулы дома, у нас в родном Яркеево, но даже отдых здесь может оставить самые приятные и веселые воспоминания, если подойти к этому вопросу творчески и с полной ответственностью. Родителям можно посоветовать следующее:

 

• Помогите ребенку составить летний распорядок дня и попробуйте несколько выходных прожить по этому распорядку.

 

• Продумайте вместе с ребенком тему для каждой недели отдыха и составьте свой тематический календарь каникул, это поможет сделать отдых интересным, познавательным и организованным.

 

• Отложите выполнение летних школьных заданий на середину июля или на август, исключение сделайте для художественной литературы, чтобы дать отдых глазам, можно предложить ребёнку аудиокниги.

 

• Посетите всей семьей выставки, музеи, спектакли, на которые не было времени, когда ребёнок учился, съездите в лес за ягодами, а также на рыбалку.

 

• На время летних каникул запишите ребёнка в какую-нибудь секцию, например, в бассейн, спортивные школы.

 

• Пока вы находитесь на работе, давайте ребёнку посильные интересные задания, так у ребенка не будет ощущения бесцельно проведенного времени.

 

• Обязательно проводите вечера и выходные вместе, отдавайте предпочтение активному отдыху.

 

Есть много способов, как провести каникулы не только приятно, но и полезно. Все дети любят узнавать что-то новое, и все они не любят скуку. Если помнить об этом, можно самое обычное занятие превратить в увлекательную игру, которая заинтересует любого ребёнка. А за лето он станет взрослее, умнее, сильнее и счастливее.

 

Приятного, полезного и интересного вам отдыха!

 

 

Пивной алкоголизм.

"Не СПИД, не туберкулез погубят Россию, а "пивной алкоголизм" среди юного поколения."

                             Главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко

           Пиво не является безвредным слабоалкогольным напитком Ученые, исследующие проблему алкоголизма, вполне обоснованно считают неправомерным разделение спиртных изделий по степеням их вредного воздействия на организм, поскольку нет среди них безвредных. Вопреки такой установке производители пива, рекламируя свой товар, стремятся увеличить приток покупателей тем, что пиво не алкогольный, а слабоалкогольный, якобы безвредный и чуть ли не полезный "напиток". И это несмотря на то, что за последние годы содержание алкоголя в пиве достигает в некоторых сортах 14% (т.е. соответствует по спиртосодержанию винам), тогда как в бытность СССР крепость пива в зависимости от сорта колебалась в пределах 1,5-6%, а чаще - от 2,8% в Жигулевском до 3,5% в Московском.

Пивной алкоголизм

О том, что существует пивной алкоголизм известно давно. И хотя в глазах обывателя он менее опасен, чем винный и водочный, последствия его разрушительны. В XIX веке англичане, борясь с алкоголизмом, решили вытеснить крепкие алкогольные изделия пивом. Но ВСКОРЕ пришлось отменить "пивной закон", поскольку его введение лишь усугубляло пьянство. Первый рейхсканцлер Германии Бисмарк, знавший не понаслышке о вредных последствиях употребления пива, дал следующее определение пивному алкоголизму: "От пива делаются ленивыми, глупыми и бессильными" (под термином "бессильными" имелась в виду импотенция).

Вредное воздействие пива на сердце

Самое разрушительное и вредное последствие неумеренного потребления пива - больное сердце или, как назвал его немецкий врач профессор Болингер, баварское "пивное сердце". Оно выражается в расширении полостей сердца, утолщении его стенок, некрозах в сердечной мышце, уменьшении митохондрий и др. Признано, что эти изменения связаны с наличием в пиве кобальта, применяемого в качестве стабилизатора пивной пены. Содержание в пиве этого токсического элемента в сердечной мышце у употребляющих пиво превышает допустимую норму в 10 раз. Кроме того, у употребляющих пиво кобальт вызывает воспалительные процессы в пищеводе и желудке. Существуют и другие факторы, нарушающие работу сердца при пивном алкоголизме. Это, прежде всего, большие порции пива, поглощаемые в день его любителями, а также насыщенность пива углекислым газом. Попадая в организм, пиво быстро переполняет кровеносные сосуды. Это приводит к варикозному расширению вен и расширению границ сердца. Так возникает синдром "пивного сердца" или синдром "капронового чулка", когда сердце провисает, становится дряблым и плохо качает кровь.

Пиво вредно влияет на гормоны человека

Пиво содержит ряд токсических веществ, в том числе соли тяжелых металлов, вызывающих изменения в эндокринной системе. Так, в организме мужчин при систематическом употреблении пива выделяется вещество, подавляющее выработку мужского полового гормона тестостерона. Одновременно начинают вырабатываться женские половые гормоны, вызывающие изменения внешнего вида мужчины. У пьющих пиво мужчин разрастаются грудные железы, становится шире таз. У женщин, употребляющих пиво, возрастает вероятность заболеть раком, а если это кормящая мать, то у ребенка возможны эпилептические судороги. Также у женщин становится грубее голос и появляются так называемые "пивные усы".

Пиво - наркотик, вызывающий агрессию

Согласно современным исследованиям, пиво - это первый легальный наркотик, прокладывающий путь другим, более сильным нелегальным наркотическим средствам. Именно потребление пива является первопричиной искалеченных судеб миллионов наших соотечественников. Наркологи утверждают, что алкоголь является самым агрессивным из наркотиков, а пивной алкоголизм характеризуется особой жестокостью. Этим и объясняется завершение пивных вакханалий драками, убийствами, изнасилованиями и грабежами.

Реклама пива умалчивает о вреде

Такой многократный скачек в потреблении пива неудивителен, если учесть настойчиво навязываемую, разнообразную по способу преподнесения пивную рекламу доверчивым россиянам, не имевшими до этого опыта противостояния ей. Чего стоят красочно оформленные огромные щиты в городах и на транспортных магистралях, рекламирующие чрезвычайную "полезность" пива, и убийственная ежедневная назойливая реклама пива на телевидении. А как можно пройти мимо звучащего с телевидения рекламного призыва, относящегося к пиву: "Есть вещи, ради которых стоит жить!"? По утверждению некоторых "знатоков" пиво полезнее молока. Некоторые СМИ рекомендуют употреблять его беременным женщинам и кормящим матерям для лучшей лактации, а детям - для более сладкого, глубокого сна.

О ядовитых соединениях и вреде пива не принято говорить.

Но ни в одном СМИ не сообщалось, что по вредности для организма пиво может сравняться только с самогоном, т.к. в процессе спиртового брожения и в пиве и в самогоне в полном объеме сохраняются сопутствующие алкоголю гораздо более ядовитые соединения (побочные продукты брожения.) Это альдегиды, сивушные масла, метанол, эфиры, содержание которых в пиве в десятки и сотни раз превышает уровень их допустимой концентрации в водке, полученной из спирта высшей очистки.

Пивной алкоголизм ведет к деградации поколений

На кого рассчитывают рекламодатели пива? Прежде всего, на обывателя, верящего всем красивым сказкам о доступном ему по цене "напитке". Что же касается красивых картинок с пивом на щитах и коротких рекламных "водевилей" на ТВ, то они, прежде всего, адресованы молодежи, чтобы не потерять клиентуру в ближайшем будущем. В результате на глазах родителей трезвые дети превращаются в пьющую молодежь, а пьющая молодежь в родителей-пьяниц. Неужели не ясно, что пивная субкультура - это начало культуры наркотизма, ведущей к деградации поколений, а в конце концов - к гибели всего народа.

Миф об отечественном производителе пива

Чем же объяснить непонимание этой страшной перспективы со стороны российских законодателей? Принято считать, что производство пива и торговля им пополняет бюджет государства. Исходя из этого, потребитель пива - это истинный патриот России, помогающий отечественному производителю. В настоящее время в РФ существует 296 пивоваренных заводов. Абсолютное их число принадлежит иностранному капиталу. Например, доходы от пива "Невского" уходят в Данию, пива "Холстер" - в Германию, "Миллер" - в Америку, "Старый мельник" - в Турцию, "Толстяк" - в Бельгию, "Бочкарев" - в Испанию, "Золотая Бочка" - в Южную Африку. Прибыль от пива концерна "Балтика", а также от пива ОА "Пикра" - уходит в Скандинавию. Следовательно, поклонники пива поддерживают не отечественного, а иностранного производителя, что не идентично понятию "патриотизм".

Так что пора освободится россиянам от иллюзий и вспомнить наставление столетней давности царского генерала А.Нечволодова: "Путь России от разорения к достатку - это путь трезвой России".

 

.

Каждый день отвечайте на 2 вопроса:

Какую пользу я принес себе и какую пользу я принес людям?

И тогда ваша жизнь станет наполненной и очень ценной.

Насвай – мифы и реальность.

Об опасностях употребления насвая рассказывает Зульфия Бакирова, врач-стоматолог поликлиники Управления ФС по контрлю за оборотом наркотиков РФ по РБ. Мир велик, сотни народов живут на различных широтах. Количество различных обычаев и привычек также велико. Такую карту создать очень сложно, а оценить ее роль для состояния здоровья населения еще сложнее. Ведь мало установить наличие той или иной привычки или обычая, необходимо установить корреляцию - связь между нею и тем или иным заболеванием.

В монографии крупнейшего специалиста по онкоэпидемиологии, профессора А.В. Чаклина «Краевые особенности распространения злокачественных опухолей» удалось связать развитие некоторых форм рака с географическими и климатическими факторами, с местными особенностями питания и бытовыми привычками. Он описал рак языка и слизистой оболочки полости рта у жителей некоторых районов Средней Азии, возникающий на почве изменений в тканях, вызванных многолетним закладыванием под язык "наса".

Аналогичные наблюдения были сделаны в Индии, где существует давний обычай закладывать за щеку особым образом приготовленные листья растения бетель, которые смазываются известью и посыпаются табаком. В Колумбии курящие женщины-прачки держат сигареты в зубах дымящим концом в рот, чтобы зола во время стирки не падала на белье. Среди них распространен рак нёба.

Как показывают эпидемиологические исследования, частота заболеваемости злокачественными опухолями полости рта связана с определёнными закономерностями: влиянием факторов внешней среды, бытовыми привычками, характером питания. Так, число заболевших злокачественными опухолями полости рта в европейской части России на 100 тыс населения составляет 1,3-2,7. В странах Средней Азии это число увеличивается до 4,3. В Узбекистане она равняется 8,7% . В Индии злокачественные опухоли полости рта составляют 52% от общего числа злокачественных опухолей всех локализаций. Специалисты Республиканского онкологического научного центра минздрава Узбекистана установили, что 80% больных с диагнозом «рак слизистой оболочки полости рта и гортани» употребляли насвай. Итак, из чего же состоит этот коварный продукт? Оцените состав: махорка или табак, гашеная известь, верблюжий или куринный помёт. Эксперты находили в насвае и другие ингредиенты – пестициды, свинец, кадмий, яйца глист. Считается, что насвай является частью традиционной культуры среднеазиатских стран. Однако его стали смело завозить в Россию, свободно и за невысокую цену продавать на рынках. По неофициальным подсчетам, в год легально поставляется 200 – 250 тонн. Убеждая покупателей, что употребление насвая является не только безобидным, но даже полезным.

Совсем неудивительно, что употребление насвая широкое распространение получило именно среди школьников. «Чудо пакетик» можно приобрести всего за 10 рублей. Ребенок, у которого нет денег на сигареты и спиртное, может легко приобрести этот продукт. Кроме того сигареты и спиртное в магазине несовершеннолетним могут и не продать – не имеют право. Насвай же на рынке продают всем желающим. У подростков, как показывает статистика, употребление насвая очень быстро переходит в привычку, возникает желание более сильных ощущений, что приводит к употреблению сильных наркотиков.

 

Так ли безвреден насвай как о нём говорят?

Попытаемся опровергнуть 6 устоявшихся мифов о насвае.

МИФ 1. Его состав безобиден. Это – чистый продукт. В результате проведённого исследования вещества по химическому составу обнаружилось, что тот насвай, которым торгуют с рук в наших городах, имеет несколько иной состав. Раньше для изготовления насвая применяли табакоподобное растение нас. Сейчас основным компонентом является низкосортный табак. Фабрично насвай не изготавливается. Его производство организуется в домашних условиях. О какой стерильности и чистоте продукта может идти речь!?

МИФ 2. Он помогает отвыкнуть от сигарет Дело в том, что насвай является не заменителем, а тем самым табаком (вспомните его состав!), который наносит вред организму. Не надо обманываться, что уменьшение содержания никотина в какой-то степени решает проблему. И при курении, и при употреблении насвая тяжелыми последствиями могут быть онкологические заболевания: при курении – рак лёгких, при употреблении насвая – рак слизистой оболочки полости рта, рак желудка.

МИФ 3. Он избавляет от зубной боли Известь действует на ротовую полость обжигающе. Поэтому, пытаясь таким способом уменьшить зубную боль или отвлечься от неё, минимум, что вы приобретёте – это лейкоплакию, пародонтит, кариес, стоматит, гингивит и другие заболевания полости рта. По словам молодых людей, употребляющих насвай, даже малая доза этой гадкой смеси, попадающая вместе со слюной в желудок, вызывает жжение, а порой и серьёзное отравление.

МИФ 4. Он не вызывает привыкания Ребята, подсевшие на насвай, говорят, что привыкли к этой гадости очень быстро, и сейчас им требуется уже не одна доза, а несколько, и все мысли заняты одним – быстрее на рынок за «дешёвым удовольствием»! Со временем насвай уже не будет на них действовать опьяняюще, и потребуются более сильные стимуляторы.

МИФ 5. Это – не наркотик Насвай можно условно отнести к числу психотропных веществ, поэтому следствиями его употребления становятся деградация, изменение личности, нарушение психики. Ведь всё, что оказывает какое-то влияние на мозг, не проходит бесследно – организм получает психологическую травму. И потом, очень часто насвай является лишь основой, которая в зависимости от потребностей наркорынка легко начиняется наполнителями. Коноплёй, амфетаминами, опиатами. Что и делают торговцы, постепенно подсаживая покупателей на сильнодействующие наркотические вещества.

МИФ 6. Он – не запрещён Действительно, насвай не входит в список запрещённых товаров. Но - не запрещён – ещё не означает – разрешён. Насвай относят к продуктам, не отвечающим требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. Насвай признан продуктом кустарного производства, не зарегистрированным в государственном реестре, не имеющим удостоверения качества и безопасности. В составе данного продукта обнаружено содержание нейротоксических веществ, которые при поступлении в организм человека могут вызвать отравление.

Не стоит купаться в МИФАХ. Эти мифы – лишь скрытый рекламный ход. Дельцы, наживающиеся на человеческой беде, распространяя новую «чуму» среди молодых людей, старательно внушают, что насвай не представляет никакой опасности для здоровья. Все это ложь, рассчитанная на новые и новые жертвы, а значит, и новые потоки денег в грязные руки. Нужно реально осознавать, что идёт тихое продвижение препарата на российский рынок. Идёт планомерная проработка рынка потребления, тихий маркетинг.

Не позволяйте наркодельцам зарабатывать деньги на вашем здоровье! Не попадайтесь в расставленные сети!

Источник: http://mybloginfo.ru/badhabbit/432-nasvay-mify-i-realnost.html Блог социального педагога, психолога © mybloginfo.ru

В школу - без стрессов.

В школу - без стрессов.

12 симптомов детского стресса.

Детская психика тонкая и ранимая, а нагрузки нашим любимым чадам зачастую приходится испытывать покруче, чем взрослым. А мы за делами иногда не сразу замечаем, что малышу трудно, он испытывает сильное нервное напряжение, тревогу, страхи.

Психологи выделили 12 симптомов детского стресса:

1. Ощущение одиночества Ребенок чувствует, что удаляется от семьи и друзей или же у него возникает стойкое впечатление, что «он затерялся в толпе».

2. Чувство неуверенности в себе Вдруг начинает ощущать неловкость в обществе людей, с которыми у него раньше были прекрасные отношения. На вопросы отвечает стеснительно и односложно.

3. Проблемы с концентрацией внимания и запоминанием Стал как бы забывать, о чем говорил буквально несколько минут назад. Теряет нить беседы, как будто ему совсем неинтересен разговор. Трудно собраться с мыслями, школьный материал "в одно ухо влетает, из другого вылетает". 4. Нежелание общаться Пропадает интерес к сверстникам. Внимание со стороны окружающих вызывает раздражение. Когда звонит телефон, думает, брать ли трубку, часто просит сказать, что его нет дома.

5. Усталость и нарушения сна Постоянно чувствует себя выжатым как лимон, и тем не менее ему часто трудно заснуть. А утром его не поднять. «Сознательное» просыпание первого урока - один из самых частых видов протеста против школы.

6. Боязнь тишины Ему неприятно, когда окружает тишина. Поэтому он или непрерывно говорит, или, оставаясь в помещении один, обязательно включает громко музыку или телевизор. Однако может быть противоположное явление: он болезненно реагирует на любой шум, вздрагивает от резких звуков.

7. Плохой аппетит Теряет интерес к пище. Или ест с уговорами и даже прежде любимые блюда, или уплетает все без разбора.

8. Раздражительность и вспыльчивость У ребенка снижается самоконтроль. В любой момент по самому ничтожному поводу он может выйти из себя, вспылить, резко ответить. Любое замечание взрослых встречает в штыки.

9. Колебания настроения Периоды подъема легко сменяются ворчливым или плаксивым настроем. И так может быть по нескольку раз за день.

10. Бурная активность Нередко испытывая внутреннее беспокойство, подросток с головой окунается в деятельность, подсознательно стремясь забыться и переключиться. Но стресс может проявлять себя и обратным образом: ребенок упорно уклоняется от домашних дел и занят какими-то бесцельными вещами.

11. Беспокойство Развивается лихорадочная активность: ребенок ерзает, все время что-то перекладывает или теребит. На месте и минуты не сидит. Такое движение ради движения.

12. Чрезмерное внимание к внешности Подросток до абсурда долго вертится перед зеркалом, по десять раз переодевается перед походом даже в булочную, вдруг садится на жесткую диету, чтобы только сбросить вес, - это тоже может быть вызвано стрессом.

Если малыш испытывает перед началом занятий страх и тревогу .

Особенно это касается детей, которые идут в первый и пятый класс. Потому что в первый класс они приходят к абсолютно новому виду деятельности. Детсадовские ребята более самостоятельны и переносят переход из сада в школу проще. Домашние - гораздо труднее. Потому что любая школьная деятельность связана со снижением психомоторной активности, когда нужно делать не то, что хочется, а надо. "Надо" - взрослое слово и лучше заранее внушить первоклашке, что теперь он - «лицо ответственное» и в школу так же важно ходить, как папе с мамой на работу. Дети, идущие в пятый класс, испытывают точно такую же тревогу, потому что у многих из них меняется классный руководитель, появляются новые учителя, друзья. И они идут опять во что-то неизвестное. К тому же у них уже есть опыт, иногда негативный.

В 11 - 12 лет дети обидчивы, восприимчивы и особенно ранимы. Потому в первые дни учебного года старайтесь быть к своему чаду внимательны, деликатны. И, если видите, что его что-то беспокоит, лучше не замалчивать это, а доверительно проговорить сразу. Надо ли все время напоминать, что скоро учебный год? Это зависит от типа личности ребенка. Есть дети инертные, которых необходимо постоянно подталкивать. А есть дети легко возбудимые, которым достаточно минимального напоминания, чтобы тревога охватила их целиком. Чтобы этого не было, любой родитель, хорошо знающий своего ребенка, должен под него подстраиваться. Необходимо чувствовать своего ребенка, уметь понимать его. Если подходить механически и постоянно напоминать: "Скоро в школу, скоро в школу", - то скоро ребенок просто перестанет обращать внимание на наши слова. Чтобы избежать создания тревожной ситуации, лучше решить этот вопрос организационно - через действия (совместную покупку школьных принадлежностей, одежды и т. д.), чем просто постоянно талдычить и при этом не предпринимать никаких шагов, помогающих ребенку легче подготовиться к переменам в жизни. Чтобы в первые недели не нахватать плохих оценок.

Первые недели учебного года - этап "раскачивания", как называют его учителя, в который ученики нередко успевают нахватать плохих оценок. Чтобы этого избежать, нужно быть на полшага впереди того, что у ребенка спросят. Это сделать совсем нетрудно. Как правило, в первые дни это повторение материала, который проходили в прошлом учебном году. Не нужно все заново учить, достаточно освежить те моменты, которые трудно давались. Чем помочь, если на подходе к школе ребенку становится страшно. Или со временем это пройдет само? В такой ситуации родителям нужно провожать своего ребенка до школы и договориться с учителем, чтобы встречал его у дверей класса. У ребенка снижается чувство тревоги и страха, если его встречают, ему улыбаются, говорят ласковые слова, помогают найти место, где раздеться, куда положить свои вещи. Если же в школе этого нет, то ответственность за необходимость компенсировать эти моменты ложится на плечи родителей. Они должны следить, чтобы малышу было удобно. Для этого необходимо заранее проговорить с ребенком о том, как он будет подходить к школе, что он будет делать с вещами, с портфелем. Таким образом, закладывается программа действий ребенка, чтобы он не боялся оказаться в неловкой ситуации.

Конечно, эмоциональный фон происходящего тоже очень важен. И, как часто я говорю родителям, в приоритете нейтральная реакция. На какие-то ситуации, которые не вредят ни его здоровью, ни его достоинству, ни его успехам в школе, можно и не обратить внимания. Если у ребенка порвался мешок или он что-то не так положил, это не самое страшное.

А если он постоянно так кладет, прорепетируйте, как сделать правильно. То есть всячески нужно стараться не обострять конфликтные ситуации, а стараться, чтобы ребенку было хорошо и комфортно в школе.

Как помочь ребенку в приготовлении уроков?

1. Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же неправы, как и те, которые сразу начинают чрезмерно опекать. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором - формируется безответственность, уверенность, что вес будет сделано хорошо и без собственных усилий.

2. Присутствуя при приготовлении первоклассником домашних заданий, родители подбадривают его, объясняют, если ребенок что-то не понял или забыл, но не подменяют его деятельность своей. Конечно, нужно требовать, чтобы домашнее задание было выпол­нено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка. Нельзя заставлять переписывать домашние задания по десять раз.

3. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка Оно должно быть достаточно освещено, источник света находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы и от руки. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов

4. Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут, к концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут. Перерывы не должны быть длительными - достаточно 5 минут, если они заполнены интенсивными физическими нагрузками. Можно в эти 5 минут поиграть с ребенком в мяч. Если дома есть спортивный комплекс, ребенок может полазать по канату и несколько раз подтянуться на турнике. Если всего этого нет, можно попрыгать через скакалку, сделать несколько приседаний, наклонов.

5. Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных домашних заданий, кроме тех, которые дали в школе. Если кроме школьных занятий у них будут еще и домашние, то может наступить нервное переутомление, серьезно вредящее здоровью детей и резко снижающее их школьные успехи. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу. Можно предложить проверить ее и исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного (пусть и с ошибками) задания воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.

6. Первое, что требуется от родителей, - это приучить сына или дочь вовремя садиться за уроки. Подсказать, когда пришло время сделать перерыв и когда его надо закончить. Если у ребенка есть четкий распорядок дня, то напоминать о том, что пора приниматься за работу, вам придется недолго - первые 2-3 месяца. Но вот ребенок сел за стол, достал тетрадь. Если это первоклассник, то маме или папе нужно быть около него. Надо следить, чтобы он не отвлекался, не начинал посреди работы что-то рисовать на случайно подвернувшейся бумажке. Он должен сразу же привыкать работать, не отвлекаясь. Вернуть внимание ребенка к работе можно жестом, кивком головы, негромким напоминанием: «Пиши, пиши», удивленным вопросов «Почему же ты не решаешь?» Нотации, раздраженные восклицания недопустимы: они только дополнительно отвлекают ребенка от работы. В отдельных случаях, если ребенок не понял задачи, которую объясняли на уроке, повторите объяснение дома. Но, конечно нельзя за ребенка решать задачу, проводить вычисления.

7.Постепенно нужно снижать степень контроля: сидеть рядом с ребенком не в течение всего времени выполнения им домашнего задания, а только первые несколько минут, пока он достанет все что нужно, из портфеля. Потом можно подойти к нему еще пар раз: постоять рядом несколько минут и снова отойти. К концу начальной школы ребенок должен научиться делать уроки самостоятельно, показывая родителям только готовый результат.

8. Никогда не ругайте сына или дочь за исправления, даже если от них в тетради получаете «грязь». Самоисправления - это первая форма самоконтроля. Они должны всячески поощряться. Школа не должна быть связана в сознании с отрицательными эмоциями. Поддерживайте старание ребенка, показывайте уверенность, что все у него получится.

 

Визуалы, аудиалы, кинестетики, дискреты.

  Школьное обучение для ребенка – это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:

• Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

• Аудиалы – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

• Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

• Дискреты – у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?

  На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал, тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель, и ученик – визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и технологии).

От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения и письма. Также значительно отличаются особенности умственной работы (уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).

Если учитель знает, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становиться понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и. т. д.

Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации.

На что обязательно обращают внимание:

• Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, как видите и т. д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и т.д.).

• Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов – по средней линии, у кинестетиков – вниз.

• Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отлечь чем угодно, аудиал легко отвлекается на звуки, визуалу шум практически не мешает.

• Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал – то, что обсуждал, запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.

А сколько возможностей у учителя понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах. Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске. Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать ее у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске. Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может начать обзванивать одноклассников, с цель узнать что задано. Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене:

Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное – возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

Аудиал: использует перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось “держать рот на замке”.

Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.

Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.

Специалисты говорят:

От визуала можно требовать быстрого решения задач;

От аудиала – немедленного повторения услышанного им материала;

От кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого – он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителя.

При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется: визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д. Аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами – так ему легче справиться с заданием. Кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске и т.д.), запоминание материала у него лучше происходит в движении.

Разумеется, очень важно общаться с ребенком на “его языке”: с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер форму, местоположение, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия и др. С аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия. С кинестетиком используя жесты, прикосновения. Чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания. Возможно позволять им проигрывать в ролях части вашей информации. Да и замечания ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано “на его языке”:

Визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;

Аудиалу – сказать шепотом “ш-ш-ш”;

Кинестетику – положить руку на плечо, похлопать по нему.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

 

Что такое настроение?

Настроение — интересная штука (Хотя,… какая же это штука? – Это - состояние:).

Бывает, мы говорим: «как-то я совсем расстроился…» Или говорим: « так… пора настроиться» (на отдых, на работу, да мало ли на что). То есть, мы сами умеем себя настраивать и расстраивать. Еще бывает, что нас кто-то или что-то расстраивает или наоборот настраивает.

Странные термины… очень похоже, что человек — его ум, похож на музыкальный инструмент. Если расстроен (фальшивит), то ничего хорошего из него не выходит. Скажите, как может играть инструмент, который расстроен? Только плохо. А как может играть (простите, конечно — жить) расстроенный человек? ..

С музыкальными инструментами там все просто и понятно, есть специальные мастера – настройщики, обладающие абсолютным слухом и способные распознать самые тонкие вибрации звука.

Как же быть с людьми, где на каждого найдешь мастера настройщика?

Бывает, мы говорим друг другу – «да не расстраивайся ты пустякам, все наладится» - пытаемся настроить другого. Говорим, для того, чтобы поддержать, подбодрить, но легче и радостнее от этого, почему-то не становится… А бывает, происходит какое-то совершенно незначительное событие, или посещает какая-то мысль, и словно по взмаху волшебной палочки настроение улучшается, и мир вокруг становиться другим! Расцветает…

Хорошее настроение бывает не всегда. Если нужно НАСТРОИТЬСЯ, почитайте, посмотрите и послушайте Евгения Гришковца и возможно, настроение улучшится…

 

Как поддержать выпускника?

Подготовка к экзаменам.
c6e096ac9a19439e90fb4e4845da1724.ppt.pps
Презентация Microsoft Power Point 1.8 MB

Советы родителям.

                Не тревожьтесь об оценке, которую ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что это не является совершенным измерением его возможностей.

       Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

       Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

       Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

        Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

       Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

       Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

       Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

       Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

       Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

       Заранее приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего экзамена, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

       Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

 

     Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

       Пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

       Внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

       Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

       Если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

 

 

     И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий. 

10 "секретов" успешной сдачи экзаменов

Первый «секрет» - помни, что чем раньше ты начнешь подготовку к экзаменам, тем лучше. Сначала подготовь свое рабочее место: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.д.

Второй «секрет» - составь план своих занятий: четко определи, что именно будешь изучать каждый день.

Третий «секрет» - начни с самого трудного, но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен.

Четвертый «секрет» - полезно структурировать материал при помощи составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Не стоит учить наизусть весь учебник.

 Пятый «секрет» - разумно чередуй занятия и отдых, питание, нормальный сон, пребывание на свежем воздухе.

Шестой «секрет» - толково используй консультации учителя. Приходи на них, солидно поработав дома и с заготовленными конкретными вопросами.

Седьмой «секрет» - готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину триумфа.

Восьмой «секрет» - оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Девятый «секрет» - вечером накануне экзамена перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку, выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением силы и "боевого" настроя.

Десятый «секрет» - когда на экзамене получишь свой билет, спокойно сядь за стол, обдумай вопрос, набросай план ответа и отвечай уверенно.

 

Успехов  и отличных результатов!

 

 

 

Беседа с учащимися 5–6-х классов с элементами тренинга по теме: "Как правильно дружить"

ЦЕЛИ:

  1. Выяснить взгляды учащихся по данной проблеме.
  2. Познакомить учащихся с кодексом дружбы. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений.
  3. Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе.
  4. Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать навыки общения.
  5. Повысить самооценку детей.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  • Анализ учащимися своих отношений с окружающими людьми, корректировка и введение новизны в эти отношения.
  • Осознание школьниками важности и необходимости дружеских взаимоотношений.

ХОД БЕСЕДЫ

Знакомство

Короткий рассказ о целях беседы, о особенностях предстоящих встреч. Постановка проблемы.

Упражнение “Что я больше всего люблю делать и чему хотел бы научиться”

Цели:

  1. Создание в группе доверительных отношений.
  2. Формирование у детей положительного отношения друг к другу.
  3. Повышение самооценки детей.

Задача: Предоставить учащимся возможность ближе познакомиться друг с другом.

“В школе вместе Вы учитесь уже давно. Каждый из Вас –  интересный человек, интересная личность, каждый вносит свой вклад в дела класса, во внутриклассные взаимоотношения. Передавая мяч (или игрушку) друг другу, назовите своё имя и расскажите немного о том, что каждый из Вас любит делать и что у Вас лучше всего получается. И скажите так же о том, чему Вы бы хотели научиться”.

Обсуждение по теме занятия

Вопрос: Что такое дружба?

“Дружба” (словарь) – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

“Дружба” (словарь) – отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно.

“Дружба” (словарь) – индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии.

Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями.

Вопросы: - Чем приятели отличаются от друзей?

Сколько у человека может быть настоящих друзей?

! Проведённые социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1-3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.

Итак, друзья – это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведёт, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни приобретает и, к сожалению, иногда, теряет друзей из-за различных ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения могут изменяться по мере того, как мы сами растём и изменяемся.

Вопрос: Кто же такой друг? Какими качествами в идеале он должен обладать?

Упражнение “Мой идеальный друг”

Цель: осознание учащимися тех качеств, которые ценятся в дружбе.

Задача: самоанализ учащимися своих взглядов на качества, необходимые в дружбе.

Учащимся предлагается в группах написать те качества, которые необходимы другу.

“Друг – это тот, кто…”

Совместное обсуждение результатов.

Дискуссия по кругу

Вопросы:

- Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, что ему (ей) больше всего нравится в тебе, как ты думаешь, что именно он (она) сказал бы?

- А если бы этого человека попросили сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чём он сказал бы?

- Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?

- Что может помешать дружбе?

Знакомство с кодексом дружбы (правилами дружбы).

Кодекс дружбы, разработанный отечественными социологами и психологами:

  1. Всё проверяется временем, годами! Если с Вами рядом есть человек, с которым Вы общаетесь регулярно в течении 3 – 5 лет и более, с которым у Вас есть общие интересы, взаимопонимание, общие взгляды, общие воспоминания, если Вы всегда можете обратиться к нему со своими вопросами и проблемами и точно знаете, что отказа не будет – это значит, что у Вас есть друг!
  2. Дружбой надо дорожить, беречь и оберегать её! Знайте, что поссориться всегда просто, а помириться и простить – очень тяжело. Лучше обсудить, чем поругаться.
  3. Никогда не сравнивайте своего нового друга с другими или прежними друзьями! Если Вы делаете это – то значит, что Вы чем-то недовольны. А недовольство ведёт за собой недоверие. Недоверие – коней дружбы.
  4. Помните, что все люди разные! У каждого свои достоинства и недостатки. Не старайтесь переделать своего друга – это нечестно по отношению к нему.
  5. Дружба – это взаимный процесс! Значит и от Вас требуется понимание, внимательность по отношению к Вашему другу.
  6. Не поступайте с другом так, как не хотели бы, чтобы поступали с Вами.
  7. Дружба предполагает доверие и искренность. Поэтому будьте искренними с друзьями! Помните поговорку: “Как аукнется, так и откликнется”. Человек всегда за подозрительность получает подозрительность, за ложь – ложь, за открытость – открытость.

Кодекс дружбы, разработанный европейскими психологами и социологами:

  1. Делитесь новостями о своих успехах.
  2. Высказывайте эмоциональную поддержку.
  3. Добровольно помогайте в случае нужды.
  4. Старайтесь, чтобы другу было приятно в Вашем обществе.
  5. Возвращайте долги и оказанные услуги.
  6. Необходимо быть уверенным в друге, доверять ему.
  7. Защищать друга в его отсутствие.
  8. Быть терпимым к остальным его друзьям.
  9. Не критиковать друга публично.
  10. Сохранять доверенные тайны.
  11. Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга
  12. Не быть назойливым, не поучать.
  13. Уважать внутренний мир и автономию друга.

Вопросы:

- Что общего между этими двумя кодексами дружбы? Чем они отличаются?

- Как Вы думаете, какие правила соблюдать особенно важно для укрепления и сохранения дружбы?

- Как Вы думаете несоблюдение каких правил может привести к распаду дружеских отношений?

Обсуждение высказываний, пословиц и ситуаций

1. Поэт Михаил Светлов (1903-1964), написав стихи, часто читал их друзьям по телефону в любое время дня и ночи. Друг Светлова, разбуженный в очередной раз среди ночи телефонным звонком, упрекнул его: “А ты знаешь, который час?”

“Дружба – понятие круглосуточное!”, - ответил Светлов.

2. Ходжу Насреддина однажды спросили: “Ты можешь сказать, сколько у тебя друзей в этом городе?”

“Сколько сейчас, - ответил Ходжа, - сказать не могу, потому что у меня в этом году выдался хороший урожай, живу в достатке. А друзья познаются в беде.”

3. Восточного мудреца спросили: “Почему друзья легко превращаются во врагов, в то время как враги с большим трудом становятся друзьями?”. Он ответил: “Разрушить дом легче, чем его построить, разбить сосуд проще, чем его починить, истратить деньги легче, чем их приобрести”.

Упражнение “Что Важно для дружбы?”

Цели:

  • закрепление полученных знаний о дружбе,
  • формирование новых отношений с окружающими людьми

Задача: расширить свои представления о дружеских взаимоотношениях.

Проранжируйте в порядке значимости для Вас следующие высказывания. Что важно для дружбы:

  1. Давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания.
  2. Защищать друг друга от обидчиков.
  3. Придумывать вместе интересные игры.
  4. Уметь посочувствовать, поддержать, утешить.
  5. Угощать друг друга сладостями.
  6. Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна.
  7. Уметь уступать друг другу.
  8. Часто ходить друг к другу в гости.
  9. Говорить друг другу всегда только приятные слова.
  10. Уметь делиться новостями.
  11. Помогать друг другу.
  12. Уметь слушать друг друга и понимать.
  13. Уметь относиться терпимо к другим друзьям своего друга.
  14. Не ссориться друг с другом по пустякам.
  15. Искренне радоваться успехам друг друга.

Вопросы: - Как Вы думаете, почему очень часто от ребят можно услышать следующие фразы: “У меня нет настоящего друга”, “Не могу найти друзей”, “Мне сложно дружить” и так далее?

Где человек может найти себе друзей?

Конечно, друзей можно найти где угодно. Но хотелось бы отметить, что лучшие друзья – это друзья детства, школы. В школе проще найти человека, с которым Вам будет интересно вместе, с которым у Вас будут общие планы, общие взгляды, общие интересы, общие проблемы и дела. Вам легче понять друг друга.

Как Вы думаете, есть ли возрастные ограничения дружбы?

Исследованиями и опросами установлено, что возрастных ограничений нет. Но всё же большинство людей придерживаются мнения, что друг должен быть одного возраста или на немного старше или младше Вас самих.

В заключение несколько полезных советов:

- Не будьте слишком критичны по отношению к окружающим Вас людям. Для установления отношений очень важно, какое Вы сами производите впечатление на окружающих людей. Люди всегда видят Вас такими, какими Вы себя преподносите.

- Чтобы у вас появились друзья нужно уметь общаться. Общение – это целое искусство! Общаться надо учиться. В этой связи, не будьте критичны, мнительны, угрюмы и подозрительны. Если вы всегда энергичны, в меру открыты, спокойны – вы привлекательны для окружающих.

- Держите себя так, ведите себя так, чтобы люди имели основание относиться к Вам с уважением, видели в Вас сильного и привлекательного человека. Старайтесь ни о ком не думать дурно. Устройте себе экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить и сплетничать ни вслух, ни про себя. Это довольно сложно! Но получается, что если мы сами ни о ком не думаем плохо, то и нам кажется, что о нас так же все думают только хорошее.

- Стройте своё отношение и общение с другими “на равных”, не задевайте того, что человеку дорого: его стиль одежды, его увлечения, его близких, его идеалы и ценности.

- Будьте осторожны с юмором. Самый опасный юмор тот, который направлен на другого человека. Если Вам дорого хорошее настроение своё и окружающих, то прежде чем пошутить, подумайте о последствиях.

- Что касается советов, то они редко учат, но часто злят. Поэтому тем, кто любит давать советы, хотелось бы сказать, что их нужно давать только тогда, когда вас об этом просят и только такие, за которые Вам будут благодарны.

- Будьте внимательны к окружающим, не забывайте здороваться, не забывайте поздравлять людей с праздниками, помните дни рождения окружающих вас людей.

И тогда вас тоже обязательно заметят, обязательно запомнят, будут дорожить Вашим общением, будут ценить и уважать. И у каждого из Вас будут настоящие друзья, постоянные друзья, которые помогут Вам в самых сложных жизненных ситуациях.

- А теперь давайте попробуем вспомнить кодекс дружбы.

Особенности проведения беседы:

Беседу удобнее проводить, когда участники сидят в кругу. Желательно оформить кабинет: подготовить выставку книг по данной тематике, в том числе художественную литературу, оформить плакаты с высказываниями, поговорками о дружбе.

1. В конце каждого занятия обязательно проводится обсуждение итогов. Обсуждаются чувства участников группы. Учащиеся говорят о том, что им понравилось или не понравилось, что они узнали нового из беседы, что их удивило или обрадовало, какие вопросы у них остались.

2. В конце каждого занятия даётся домашние задание. Варианты домашних заданий:

- Написать рассказ о своём настоящем (или придуманном) друге.

- Придумать и написать объявление: “Ищу друга” (с указанием качеств, которые Вы хотели бы видеть в друге).

- Придумать и написать (совместно со своими друзьями) девиз дружбы.

- Взять интервью у родителей. Примерные вопросы: Что самое важное для вас в дружбе? Есть ли у Вас настоящие друзья? Сколько лет вы их знаете? Знаете ли Вы что-нибудь о кодексе или правилах дружбы?

3. Занятие всегда начинается с какого либо упражнения для разминки, которая направлена на создание доверительных отношений между участниками беседы. В разминке можно использовать элементы психогимнастики или упражнения. Примеры упражнений:

1. Психогимнастика: “Поменяйтесь местами все те…”

Цель: развитие доверительной атмосферы между учащимися.

Задача: сплотить группу.

Участники сидят в кругу, где не хватает одного стула. Водящий находится в центре круга, даётся команда: “сейчас поменяются местами все те, у кого…”. Называется любой признак: цвет волос, одежда, день рождения и т. д. Нельзя меняться с соседом слева и справа. Водящий должен успеть сесть на освободившийся стул. Кто остался без места, тот и водит.

2. Игровое упражнение: “Привет!”

Цель: развитие доверительных отношений между учащимися.

Задача: сближение участников группы друг с другом.

Участники начинают ходить по комнате. Им предлагается поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать “Привет! Как твои дела?”. Говорить нужно только эти слова и больше ничего. Здороваясь с кем-либо из участников, можно освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться с кем-то ещё. Имыми словами, необходимо быть непрерывно в контакте с кем-либо из группы и поздороваться со всеми членами группы.

 

Игру можно использовать и в конце занятия, заменяя приветствие прощанием: “Спасибо!” или “Спасибо, с тобой было так хорошо работать сегодня”.

Большая психологическая игра для 5-х классов "Созвездие"

Цель.

  1. Создать условия для сплочения коллектива.
  2. Предоставить детям возможность вступить во внутригрупповое взаимодействие.
  3. Прожить ситуацию сотрудничества, взаимоподдержки.
  4. Учить анализировать характер других.
  5. Воспитывать доброжелательность в детях.
  6. Налаживать взаимоотношения.

Время игры. 1,5 часа.

Участники. 5 групп по 5 человек.

Оборудование.

  • небосвод по количеству групп, (игровое поле из 6 частей ),
  • звездочки по количеству участников,
  • визитки,
  • булавки,
  • фломастеры,
  • клей,
  • скотч,
  • 1 свеча,
  • музыка,
  • мячи
  • компьютер,
  • мячик.
  • По количеству детей – листов для рисования,
  • цветные Кар.,
  • ручки
  • бейджики

Ход игры

Вводная часть.

Разминка

1. Ритуал приветствия: Стоя в кругу

Встают в круги кладут руки на плечи друг другу. Приветливо смотрят друг на друга и говорят: «здравствуйте»

2. Приветствие «Выброс пальцев» (Игра "Гомеостат").

Стоя в кругу

Ведущий. - В рыцарские времена в обращение между людьми было введено рукопожатие. Это указывало на то, что рыцарь безоружен и открыт для общения с партнером. Сейчас этот жест играет ту же роль: когда мы пожимаем руку партнеру, мы без слов говорим ему, что считаем его своим другом.

Мы все также обменяемся рукопожатием. Только сделаем это необычно. Сейчас на счет «три» мы, стоя в кругу, выбросим любое количество пальцев правой руки. Наша задача — не договариваясь, постараться выбросить одинаковое количество пальцев. У кого в круге окажется одинаковое количество пальцев, пожимают друг другу руки на какое-то время.

Рекомендации: Если будут получаться неплохие результаты, то следует обязательно сказать ре­бятам, что они не плохо уже научились чувствовать друг друга., Если и после трех попыток игра не получилась, нужно ребят успокоить и настроить на то, что с первой игры очень сложно добиться желаемого результата, но они постараются и вскоре его добьются.

3.. «Здравствуйте, это я!» (сидя).

Для начала давайте познакомимся - На счет «раз-два-три» вы громко хором называете свое имя. Поняли? - А теперь на счет «раз-два-три» скажите шепотом свое имя. Услышали что-нибудь? - А сейчас я буду называть буквы алфавита, и у кого имя начинается на эту букву, поднимите руку. Назовите себя.

4. Правила работы в группе.

  • не перебивать говорящего,
  • не оскорблять,
  • не грубить,
  • не унижать

Упражнение 1. «Поменяйтесь местами те, кто...»

- Продолжим знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала это буду я) предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, я скажу:

 «Пересядьте те, у кого есть сестра»,

- Пересядьте те, у кого есть брат,

  • кто любит мороженное,…
  • кто сочиняет стихи,..
  • кто лучше всех ездит на велосипеде,..
  • кто любит математику.

— и все те, у кого есть сестра, меняются местами.

При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а тот, кто остался без места, продолжает игру.

Основное содержание (сидят )

Сегодня у нас проводится большая психологическая игра. Мы встретились, чтобы увидеть друг друга, познакомиться и подружиться.

- Поднимите руку те, кто хоть раз в жизни видел звезды.

Хлопните в ладоши те, кто любит смотреть на звездное небо.

Оказывается, что уже с давних времен люди, жившие на Земле, так же как и мы, каждую ночь любовались звездным небом. Глядя на звезды, они мечтали.

Звёзды - Это красиво и загадочно.

- Но однажды люди, подняв головы к небу, вдруг не обнаружили ни одной звезды.

У людей появилось чувство одиночества, чувство, что мы, земляне, остались во всей галактике одни. Наша с вами задача — оживить космическое небо, вновь зажечь на нем звезды, вернуть людям мечту.

Упражнение 2. «Найди свою звезду»

Цель: даёт возможность расслабиться и набраться оптимизма, уверенности в себя.

-Представьте себе звёздное небо. Звёзды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звёзд, для других- бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся .

-посмотрите внимательно на звёзды и выберите самую прекрасную звезду себе. Снимите её с неба и постарайтесь запомнить, как она выглядит.

- Назовите любой образ, любую мысль, которая возникает у вас при слове «звезда»? (фабрика звезд, на кремле, артисты)

- Есть ли какое-нибудь сходство у человека и звезды? В чем оно?

Итого, Да, действительно, каждый человек по-своему ярок, загадочен, интересен, холоден или горяч, далек или близок. Значит, каждый из нас — звезда?

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Упражнение 3.

Ведущий.Сейчас каждый из вас получит звездочку. Вам необходимо написать на ней свое имя (желательно в центре звездочки) и украсить ее по своему желанию

(Работают)

Прикрепляем булавкой к груди.

Упражнение 4.

Интервью в паре

- Посмотрите еще раз на звездочки других участников и выберите ту, которая, по вашему мнению, чем-то похожа на вашу.

Подойдите к этому человеку и положите свою руку ему на плечо. Образуйте пару. Если похожую на вас звездочку уже кто-то выбрал, присмотритесь к другим, найдите похожую и образуйте пару с ней. Сейчас в парах вы будете брать друг у друга интервью. Для этого поменяйтесь звездочками. На лучах звезды вы напишете ответы на вопросы о своем партнере, которые будут задаваться ведущим. Готовьтесь к тому, что после окончания игры вы представите своего партнера словами «Япредставляю...» и зачитаете ответы. Вопросы:

— твой день рождения;

— твое увлечение;

— какой подарок ты хотел(а) бы получить на свой день рождения;

— что ты ценишь в людях больше всего;

— твоя мечта.

Рефлексия.Что нового узнали друг о друге?

Упражнение 5.

Практическая работа (по группам)

- Ребята, а сейчас нам предстоит оживить этот кусочек неба, вернуть звезды.

- Возьмите в рукисвою звездочкуи подойдите к нашему кусочку неба. Расположите ее в том месте неба, которое вам больше всего понравилось.

Рефлексия.

По желанию

- Расскажите о своей звездочке, расскажите о том, где она находится.

- Высоко или низко она находится на небе,

- Видно ли ее с Земли, есть ли рядом другие звездочки?

- Хорошо ли вашей звездочке там?

Как вы себя чувствуете? Нравится ли вам расположение звезд? Хотели ли вы что-нибудь изменить?

Упражнение 6. (С мячом ) «Я думаю, что нас объединяет...»

- Я думаю, что нас с вами объединяет очень многое. И сегодня мы об этом узнали. Чтобы еще раз подтвердить это, предлагаю сыграть в игру. Один из участников бросает мяч другому со словами: «Я думаю, что нас объединяет...» – и называет какое-то качество или признак. И тот, кто получит мяч, говорит: «Я согласен (согласна)» или «Не согласен (не согласна)». Этот участник продолжает игру дальше и бросает мяч следующему и т.д

- Я думаю, что нас объединяет...»

-что мы люди,

 

 

 

-Любим каникулы

 

 

 

-Учимся в одной школе

-Ученики 5 класса,

 

 

 

-Нам по 11 лет

 

 

 

-Любим каникулы

-Ходим в школу к 8 часам

 

 

 

-Учат те же учителя

 

 

 

 

-Учимся в одной школе

 

 

 

-Ходим в школу к 8 часам

 

 

 

 

Упражнение 7.

- Мы убедились, что нас действительно многое объединяет.

-Давайте соединим наши звездочки между собой. Получилось созвездие. Созвездие под названием... Итак, наша задача выполнена — мы оживили наш кусочек неба. Все участники собираются в месте.

Ведущий. Судя по вашим лицам, это время не прошло для вас даром.

- С пользой или бесполезно прошел этот час? Ответьте!

- Вы узнали что-нибудь новое о своих сверстниках?

- Остался хоть один незнакомый вам человек?

- Вы сумели оживить свой кусочек неба?

Звучит песня о звездах. (Вывешивается)

Сейчас наступает торжественный момент. На нашем небе зажглось созвездие «...»!

Зажигается свеча

Каждое созвездие прекрасно, ярко, неповторимо. Но, встретившись в звездном небе, они образовали еще более интересную композицию звезд — новую галактику под названием

-Вот и пришла пора расставаться! Но у нас остались звёздочки, которые светили нам в течение занятия. Посмотрите как они горят, вы стали увереннее и звёзды подросли и ярче загорелись. Посмотрите на звёзды: среди них нет ни одной одинаковой. Они все разные как и мы с вами.

«Если звёзды зажигаются, значит это кому – нибудь нужно!» Они наполнены нашей энергией, добротой, оптимизмом, верой в завтрашний день. Пусть ваши звёздочки подскажут верный путь и помогут решить ваши проблемы.

В заключение – игры:

Упражнение 8. «Дорисуй и передай».

Цель: снятие психофизического напряжения, сплочение группы. Время: 10 минут.

Инструкция: Возьмите по листу белой бумаги и выбе­рите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину.

Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать но­вый?

Анализ:

Понравилось ли вам то, что получилось?

Поделитесь своими чувствами, настроением.

Трудно ли было поддержать тему рисунка другого че­ловека?

Упражнение 9. «Подари камушек».

Цель игры: помочь детям , учить анализировать характер других, воспитывает доброжелательность в детях, налаживать взаимоотношения.

Взять из коробки по1 камешку (разноцветные фишки) и подарить их тому кому вы захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе камешек потому что ты самый…»( хороший друг, не жадный, добрый, надёжный, честный, не злой, не обижаешь девочек, умный,)

Игра 10. «Серебряное копытце» (групповой ритуал). Ленточка серебристая на ноге.

Цель: способствует как снятию излишнего мышечного напряжения, так и возникновению доверия к окружающим, сплочению детей.

Инструкция: Представь себе, что ты – красивый, стройный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке – серебряное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появляются серебряные монетки, они волшебные, невидимые, с каждой вновь появляющейся новой монеткой ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди не видят монет, все чувствуют доброту, тепло и ласку, исходящие от тебя. Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься.

ЗАВЕРШЕНИЕ ИГРЫ

Зажигается свеча. Звучит музыка. Пожелания на завтрашний день. Мы хорошо поработали с вами. Давайте сейчас будем передавать зажженную свечу и говорить теплые пожелания на завтрашний день. (Я желаю тебе здоровья, счастья, уверенности, хороших отметок, веселого настроения и т.д.).

Рефлексия:

- Хлопните в ладоши, если вам понравилось занятие.

- Какие упражнения и игры особенно понравились, и запомнилось и чего, по их мнению, не хватало.

Итак, наша задача выполнена — мы оживили наш кусочек неба. Все участники собираются в месте.

Ритуал прощания: поют обнявшись за плечи.

Завершается игра исполнением всеми участниками песни «Изгиб гитары желтой»:

На нашем звездном небе
Зажглись еще созвездья!
Звезда осколком эха
Пронзит тугую высь...

Качнется купол неба,
Большой и звездно-снежный.
Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!

До свидани - я

До свидани - Мы

 

Благодарю за работу!