Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Полезные ссылки

      В настоящее время в нашей школе реализовалась  долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни.

 

 Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров «Доступной среды» – чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей.

 В нашей школе уже смонтированы широкие входные двери, лестницы, пандусы, съезды,  пути движения внутри здания, санитарно-гигиенические помещения, оборудована сенсорная комната по последнему слову техники.

  Современные дети, пришедшие в школу, уже отличаются повышенной тревожностью, эмоциональностью, имеют хронические заболевания, низкий иммунитет.   А  учебная  нагрузка приводит  к умственному переутомлению, что сопровождается ухудшением здоровья, развиваются неврозо -подобные состояния. Это в свою очередь становится проблемой  для ребенка и сказывается на его учебной деятельности.

   Поэтому  школе  нужны технологии, обеспечивающие условия гармоничного развития и максимальную эффективность обучения.  Большое внимание в школе уделяется здоровьесберегающим технологиям. Одна из них сенсорная комната.

 Сенсорная комната - это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха и вестибулярные рецепторы. Это - профилактическое  средство школьного переутомления, особенно для младших школьников и выпускников.

 Она создаёт ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.

Сенсорная комната - это идеальная обстановка в которой ребенок  не только расслабится, но и получает новые представления о мире, новые ощущения, заряжается энергией для активной деятельности.

Сенсорная комната помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.

 

В сенсорной комнате используется метод релаксации(расслабление под музыку) Детей охватывает общее состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением, наступающим в результате произвольных усилий, а свето-, цвето-, звуко- и ароматерапия воздействуют на состояние ребенка через соответствующие органы чувств.

Занятие в сенсорной комнате имеет следующие три основные части:

-        вводная (ритуал приветствия, разминка);

-        основная (релаксация, игра);

-        завершающая (подведение итогов, ритуал прощания).

 

Основной целью занятий в сенсорной комнате является сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья учащихся с помощью мультисенсорной среды.

Задачи:

1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

2) создание положительного эмоционального состояния;

3) формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;

4) облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;

5) формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии;

6) развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;

7) развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.

Количественный состав группы: до 15 человек или индивидуально.

 

Из чего же состоит сенсорная комната?

 

  Мягкие надувные модули.

  Это различные мягкие модули, такие как «Кресло Груша», «Островок отдыха», «Подушки с гранулами», Диван 2-хместный  – комфорт  с гранулами для релаксации и др. – это неотъемлемая часть Сенсорной Комнаты Компактный кубик при раскрытии превращается в удобное кресло с изгибами, повторяющими форму тела.На них можно сидеть, лежать и играть. Абсолютно травмобезопасны и изготовлены из экологически чистых материалов. Он способен принимать форму в соответствии с изгибами тела ребенка и равномерно распределять давление по всей площади соприкосновения с ним. В результате чего позвоночник принимает анатомически правильное положение, кровь циркулирует свободно, снимается напряжение с мускулатуры, расслабляется позвоночник, межпозвоночные диски, а тепло пуфика снимает мышечные боли, что наиболее важно детям с  нарушением опорно-двигательного аппарата.

Светооптические эффекты.

 Воздушно-пузырьковая колонна дает сильную зрительную, тактильную, слуховую стимуляцию. Пузырьковая трубка мягко меняет цвет по всей высоте распространения пузырьков. Прикоснувшись  к трубке, вы почувствуете мягкую вибрацию пузырьков. Безопасное угловое зеркало создает  оптический эффект расширения пространства.

 - Упражнение «Мысленная картина» выполняется с использованием воздушно-пузырьковой  колонны.

Цель: Создание хорошего настроения, тренировка зрительной памяти. Детям нужно посмотреть на звездное небо, воздушно-пузырьковую колонну, закрыть глаза и  попытаться удержать увиденное в памяти.

Обсуждение: удалось ли удержать увиденное в памяти, ощущения.

 - Упражнение «Золотая рыбка»

Цель:  Сплочение коллектива, зарядка положительными эмоциями, развитие коммуникативных навыков, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, развитие  цветового восприятия, релаксационный эффект.

 Дети стоят около  колонны, выбирают каждый себе рыбку по цвету и наблюдают за подъемом и опусканием рыбок  под воздействием воздуха.    Создается соревновательная обстановка.

  Светильник пучок волокон на пульте управления служит  развитию  мелкой моторики мышечных  анализаторов. - Упражнение «Коса». Дети садятся рядом с этим прибором, перебирают волокна, заплетают косы, общаются. Упражнение оказывает релаксационное действие.

Панно «Звездное небо» служит для стимуляции зрительных и тактильных анализаторов, развитию зрительной координации.  - Упражнение «Звездочеты». Детей просят зрительно посчитать количество звезд на панно.  Это способствует развитию зрительной координации, зрительному удержанию объекта, тренирует зоркость.

 Картина «Водопад». Созерцание струящейся воды и шум водопада отлично снимает стресс.

 Панно «Бесконечность». Имитация светящегося тоннеля, уходящего в бесконечность.

 

Столик для рисования песком. Служит для развития мелкой моторики, воображения, снятия стресса.

 Музыка -неотъемлемая часть сенсорной комнаты.   Положительные  переживания  во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.  Спокойная  музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга, активизирует иммунную систему. Зрительная и звуковая среда, спокойная музыка и  медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще.

 Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов,  улучшает зрительную и моторную координацию.

  Сухой дождь - шатер из разноцветных атласных лент.   Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом и телом. Они стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в нем.

Сенсорная тропа «Зиг-Заг» воздействуют на рецепторы стопы, оказывают оздоровительный эффект.Развивает  у детей опорно-двигательног аппарат, координацию движений. . Полезен для профилактики плоскостопия и болезней позвоночника.

  Сухой бассейн, заполненный цветными шарами.  Бассейн используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, ребенок может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шарами даст возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию.  Такое воздействие способствует снижению уровня психо-эмоционального напряжения. В бассейне можно двигаться, «плавать» в шарах.  Такие действия способствуют развитию координации, движения в пространстве.

Зона развития мелкой моторики

 Моторика – это учение о движениях тела и лежащих в их основе телесно душевных функциях. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как « орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.

 Если у ребенка плохо развита мелкая моторика рук, они неловко держат карандаш, ложку, с трудом справляются с пуговицами, а шнурки становятся недосягаемыми едва ли не до средней школы. Такому ребенку крайне сложно собрать детали конструктора, работать с паззлом, счетными палочками и тем более с мозаикой. Они отказываются от лепки и аппликации, не потому, что им это неинтересно, а потому что не успевают за другими детьми и это крайне негативно сказывается на дальнейшем развитии как самого ребенка, так и отношений внутри определенного социума.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую – от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

Таким образом, от того, насколько ловко ребенок управляет своими пальчиками и ручками, зависит все его дальнейшее развитие — память, внимание, словарный запас.

Приобретен и Кукольный театр, куклы перчатки. Игры с куклами развивают речь, мелкую моторику, воображение, формируют творческие способности, вырабатывают навыки анализа литературных произведений, помогают снять нервное напряжение, агрессивность, детские страхи и другие личностные проблемы детей.

 

Кукла на руке интересует ребёнка практически в любом возрасте, а впоследствии будет «взрослеть» с ним вместе. Вначале она будет участвовать во всех его играх, вести для него самые первые занятия, помогать в изучении нового, а потом и сам ребёнок пожелает попробовать себя в роли кукловода. Перчаточные куклы для кукольного театра помогут стать дружелюбным и общительным, разовьют его речь, память и фантазию. 

Не стоит забывать, что все мы — родом из детства. 

Целевая программа "Доступная среда"

Перечень наименований оборудования для с
Microsoft Word документ 1.0 MB